Ростов в рейтингах

1. Рейтинговая оценка кредитоспособности

 

Рейтинговая оценка кредитоспособности 2017

На основании проведенной рейтинговой оценки Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) повысило рейтинг кредитоспособности города Ростова-на-Дону
(долгосрочной кредитоспособности) по национальной шкале до уровня ruА+.

По рейтингу установлен стабильный прогноз. Ранее у города действовал рейтинг ruА со стабильным прогнозом.

ruA+ «Умеренно высокий уровень кредитоспособности по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации».
Прогноз стабильный Стабильный прогноз означает высокую вероятность сохранения рейтинга
на прежнем уровне в среднесрочной перспективе.

Ключевые позитивные факторы, повлиявшие на рейтинг кредитоспособности:

  • низкий уровень отношения долга к налоговым и неналоговым доходам (отношение долга на 01.01.2017 к налоговым и неналоговым доходам за 2016 год составило 13,4%);
  • комфортная структура долга по кредиторам (все долговые обязательства предоставлены от Минфина, который предстоит к погашению в период 2025-2034 гг. На текущий момент существуют затраты только по обслуживанию долга);
  • низкая доля расходов на обслуживание долга (за 2016 год отношение расходов на обслуживание долга к налоговым и неналоговым доходам составило 0,01%);
  • умеренно высокие размерные характеристики города (объем отгруженных товаров и услуг за 2016 год составил 326,9 млрд. руб., объем отгруженных товаров и услуг на душу населения по итогам 2016 года составил 290,5 тыс. руб.);
  • высокая доля расходов на капитальное строительство (по итогам 2016 года 15,4% расходов составили расходы на капитальное строительство); 
  • умеренно высокий уровень профицита бюджета (по итогам 2016 года отношение профицита к налоговым и неналоговым доходам составило 6,6%);
  • высокая дисциплина исполнения бюджета (по итогам 2016 года бюджет города по поступлению налоговых и неналоговых доходов был перевыполнен. Отношение фактического исполнения к плановому составило 105,2%);
  • высокая диверсификация налоговых поступлений в разрезе по налогоплательщикам (на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходится 12,7%).

Рейтинг кредитоспособности Ростова-на-Дону

 

Рейтинговая оценка кредитоспособности 2016

RAEX (Эксперт РА) присвоил в 2016 году рейтинг городу Ростову-на-Дону по национальной шкале на уровне А+ и по международной шкале на уровне ВВ

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило рейтинг кредитоспособности (долгосрочной кредитоспособности) городу Ростову-на-Дону по национальной шкале на уровне А+ «Очень высокий уровень кредитоспособности», первый подуровень и по международной шкале на уровне ВВ «Удовлетворительный уровень долгосрочной кредитоспособности». Прогноз по рейтингам стабильный, что означает высокую вероятность сохранения рейтинга на прежнем уровне в среднесрочной перспективе.

К ключевым факторам, оказавшим положительное влияние на рейтинговую оценку, были отнесены умеренно высокий размер средней заработной платы в городе (по итогам 2015 года средний размер заработной платы в городе составил 30.1 тыс. руб. при медиане 26,7 тыс. руб.; за 2015 год темп прироста составил 4,9%), умеренно высокий объем внутренних инвестиций в экономику (по итогам 2015г объем внутренних инвестиций в экономику на душу населения составил 79,3 тыс. руб. при медиане 62,5 тыс. руб.) и умеренно высокая сбалансированность бюджета города (по итогам 2015 года профицит бюджета составил 1,1% от доходов бюджета при медиане -6,1%; по состоянию на 01.07.2016 профицит составлял 10,2% от доходов бюджета. По итогам 2013-2014 гг. бюджет города был дефицитным, прогнозируемый дефицит по итогам 2016 года составляет 7,7% от доходов бюджета. Дефицит бюджета полностью покрывается за счет остатков средств на счетах.). Помимо этого позитивное влияние оказали умеренно высокий уровень инвестиционного климата региона (по итогам 2015 года рейтинг инвестиционного климата Ростовской области от RAEX (Эксперт РА) на уровне 2В средний потенциал - умеренный риск), сбалансированная структура расходов бюджета города (по итогам 2015 года доля расходов в бюджете на образование составила 33,2%, национальную экономику - 20,6%, ЖКХ - 11,5%, социальную политику - 19,9%) и умеренно высокая диверсификация экономики города (по итогам 2015 года доля производства пищевых продуктов, включая напитки и табака, составила 44,5%, производство транспортных средств и оборудования - 23,0%, производство машин и оборудования - 14,5%).

«Для города характерен низкий уровень долговой нагрузки. Отношение долга на 01.01.2016  к доходам за вычетом трансфертов за 2015 год составило14,2%, доля расходов на обслуживание долга в расходах муниципалитета без учета расходов, произведенных за счет субвенций, составила 0,01%. Совокупность этих факторов оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга», - отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX (Эксперт РА) Павел Митрофанов.

Среди сдерживающих факторов были выделены умеренно высокая доля трансфертов из вышестоящих бюджетов в структуре доходов города (по итогам 2015 г. доля трансфертов составила 56,6%; по итогам 1 пг 2016 г. - 52,9%. При этом основная часть трансфертов сформирована за счет переданных полномочий от региона в муниципалитет. Таким образом, доля трансфертов, получаемых непосредственно муниципалитетом, составила 25,2% по итогам 2015 г., 25,3% по итогам 1 пг 2016 г.), умеренно низкий уровень доходов бюджета на душу населения (по итогам 2015г. отношение доходов бюджета на душу населения составило 29,4 тыс. руб.). Кроме того, сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказали низкая диверсификация долговой нагрузки по кредиторам (по состоянию на 31.12.2015 100% долговых обязательств были сформированы за счет бюджетного кредита от Министерства финансов Ростовской области).

Город Ростов-на-Дону административный центр Ростовской области и Южного федерального округа. За 2015 г. объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 246,7 млрд руб., объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения составил 2208,8 тыс. руб. По итогам 2015 г. объем доходов бюджета составил 32,9 млрд руб., объем расходов бюджета - 32,5 млрд руб.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности регионов (муниципалитетов) http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/. Ключевые источники информации: Департамент экономики города Ростова-на-Дону, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, RAEX (Эксперт РА).

Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) 20.12.2012. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении рейтингуемого лица (объекта рейтингования) был опубликован 05.02.2016. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 16.09.2016. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтингования, объект рейтингования принимал участие в присвоении рейтинга, и агентство получило вознаграждение за свои услуги. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинга кредитоспособности) услуги.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: (495) 617-0777.

 

Рейтинговая оценка кредитоспособности 2015

«Эксперт РА» (RAEX) подтвердил рейтинг кредитоспособности города Ростова-на-Дону по национальной шкале на уровне А+ и по международной шкале на уровне ВВВ-

Общество с ограниченной ответственностью «Рейтинговое агентство Эксперт» (ООО «РАЭКС») в соответствии с муниципальным контрактом выполнило рейтинговые работыпо присвоению и поддержанию городу Ростову-на-Дону  кредитных рейтингов по международной и национальной шкалам.

Оценка уровня кредитоспособности города произведена в соответствии с «Методикой присвоения рейтингов кредитоспособности регионов», разработанной Рейтинговым агентством  «РАЭКС».

В качестве информационных источников были использованы данные Департамента экономики города Ростова-на-Дону, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ, Банка России.

На основании проведенных рейтинговой оценки и анализа кредитоспособности городу Ростову-на-Дону присвоены кредитные рейтинги:

Рейтинг  кредитоспособности  (долгосрочной кредитоспособности) по национальной шкалеА+ «Очень высокий уровень кредитоспособности».

Рейтинг «А+» означает, что вероятность исполнения муниципалитетом всех своих финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности, оценивается как очень высокая даже в условиях неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

Прогноз стабильный

Стабильный прогноз означает высокую вероятность сохранения рейтинга на прежнем уровне в среднесрочной перспективе.

Рейтинг   кредитоспобности   (долгосрочной   кредитоспобоности)  по международной шкалеВВВ-«Умеренно высокий уровень долгосрочной кредитоспособности»

Рейтинг «ВВВ-» означает, что способность отвечать по обязательствам в долгосрочном периоде умеренно высока. Невысокий уровень кредитного риска по обязательствам.

Прогноз стабильный

Стабильный прогноз означает высокую вероятность сохранения рейтинга на прежнем уровне в среднесрочной перспективе.

 

Рейтинговая оценка кредитоспособности 2014

«Эксперт РА» (RAEX) подтвердил рейтинг кредитоспособности города Ростова-на-Дону по национальной шкале на уровне А+ и понизил по международной шкале с уровня ВВВ до ВВВ-

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) подтвердило рейтинг кредитоспособности городу Ростову-на-Дону по национальной шкале на уровне А+ «Очень высокий уровень кредитоспособности» и понизило по международной шкале до уровня ВВВ- «Приемлемый уровень кредитоспособности». Ранее у города действовал рейтинг ВВВ «Приемлемый уровень кредитоспособности». Прогноз по рейтингам «стабильный».

В ходе проведения рейтинговой оценки среди позитивных факторов были отмечены низкое отношение долга к стоимости имущества города без учета земельных участков (10,4% на 01.01.2014), низкая доля расходов на обслуживание долга в расходах города (0,15% за 2013 год), низкое отношение долга к доходам за вычетом безвозмездных поступлений (10,1% на 30.09.2014) и высокий уровень инвестиционного климата региона (по итогам 2013 года рейтинг инвестиционного климата Ростовской области от «Эксперт РА» 2А средний потенциал - минимальный риск, 8 место среди регионов по уровню риска, 11 место по уровню потенциала). Также позитивное влияние на рейтинг оказали высокий объем иностранных инвестиций в экономику (286,3 долл. на душу населения за 2013 год), высокий объем налогов, собираемых на территории муниципального образования (91,2 млрд руб. в 2013 году), высокая диверсификация экономики города и сбалансированная структура расходов бюджета.

«Долговые обязательства Ростова-на-Дону по состоянию на 30.09.2014 представлены исключительно бюджетными кредитами от Министерства Финансов Ростовской области. Ограниченные возможности федерального бюджета по поддержке региональных бюджетов снижают вероятность рефинансирования и увеличения объемов долгового  финансирования на предельно комфортных  для города условиях. Это нашло свое отражение  в изменении  рейтинга по международной  шкале» - отмечает директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» (RAEX) Павел Митрофанов.

Среди факторов, сдерживающих уровень рейтинговой оценки, были выделены ухудшение сбалансированности бюджета города (по итогам 2013 года дефицит составил 3% от объема доходов, по итогам 2012 года профицит бюджета составил 1,9%), высокая доля трансфертов в структуре доходов (40,2% по итогам 2013 года) и сокращение объемов иностранных инвестиций в экономику (по итогам 2013 года объем иностранных инвестиций сократился на 20% по сравнению с 2012 годом). Кроме того, сдерживающее влияние на уровень рейтинговой оценки оказали умеренно низкие темпы роста инвестиций на душу населения в экономику города (5,1% за 2013 год), умеренно высокое значение коэффициента демографической нагрузки (0,59 на 01.01.2013) и невысокие объемы экономики города.

По оценке города Ростов-на-Дону, за 2013 год объем произведенных товаров и услуг  муниципального образования достиг 208 млрд рублей.

Отчет о присвоении рейтинговой оценки кредитоспособности городу Ростову-на-Дону.

 

Рейтинговая оценка кредитоспособности 2013

В рамках реализации мероприятий долгосрочной городской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности на территории города Ростова-на-Дону на 2012-2015 годы» Департаментом экономики города Ростова-на-Дону в IV квартале 2012 года заключен контракт с ЗАО «Эксперт РА» на оказание услуг по присвоению кредитного рейтинга городу Ростову-на-Дону.
В соответствии с условиями контракта исполнителем подготовлен отчет и городу Ростову-на-Дону присвоены следующие рейтинговые оценки кредитоспособности:

  • по национальной шкале – «А+» Очень высокий уровень кредитоспособности: в краткосрочной перспективе город с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей;
  • по международной шкале – «ВВВ» Приемлемый уровень кредитоспособности: в краткосрочной перспективе город с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе его деятельности. Вероятность финансовых затруднений в случае возникновения обязательств, требующих значительных единовременных выплат, оценивается как умеренная. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.

Пресс-релиз о присвоении кредитного рейтинга городу Ростову-на-Дону размещен на официальном сайте рейтингового агентства «Эксперт РА».

 

Пресс-релиз о состоянии кредитного рейтинга городу Ростову-на-Дону размещен на официальном сайте рейтингового агентства «Эксперт РА».

2. Рейтинг инвестиционной привлекательности

В 2014 году Российский союз инженеров исследовал 165 городов с населением свыше 100 тысяч человек. Собранные за 2013 год данные по 71 показателю были сгруппированы в 13 индексов, отражающие основные направления социальной и экономической жизни городов России.

Согласно «Генеральному рейтингу привлекательности городской среды проживания (обитания) по итогам деятельности городов за 2013 год»,  Ростов-на-Дону находится на 13-м месте.

В первую четвёрку рейтинга вошли Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск.

Составители рейтинга учли демографические характеристики, доступность жилья, строительство, транспортную, инженерную и социальную инфраструктуры, доходы граждан, кадровый потенциал, инновационную активность и природно-экологический аспект. Всего в обсуждении весовых значений индексов рейтинга приняли участие администрации 64 городов.

В конце 2015 года, планируется провести всероссийскую выставку городской среды проживания и инвестиционных проектов, направленных на повышение качества городской среды проживания и городского хозяйства.

Более подробно ознакомиться с методикой и результатами исследования можно на официальном сайте Российского союза инженеров.

1. «Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания)» – по результатам деятельности за 2012 год

2. «Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания)» – по результатам деятельности за 2011 год

3. «Генеральный рейтинг привлекательности российских городов» – по результатам деятельности за 2011 год

3. Мечта инвестора (исследование, проведенное журналом «СИТИ МЕНЕДЖЕР», с целью комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления в инвестиционной сфере в двенадцати городах-миллионниках)

Темпы и качество развития городов во многом зависят от их инвестиционной привлекательности, удобства для ведения бизнеса. Уровень инвестпривлекательности оценивается во многих рейтингах по критериям стоимости и качества рабочей силы, доступности финансовых ресурсов, развития торговли, транспорта, рынка недвижимости. Но нельзя недооценивать усилия местных властей. Чей опыт по созданию системы работы с инвесторами — лучший?

Задачами исследования является проведение комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления в инвестиционной сфере в крупнейших городах и поиск ответа на следующие вопросы: насколько полно реализуются полномочия городских властей в инвестиционной сфере, какова модель управления инвестиционным процессом, оптимально ли совмещение принципов прямого участия и регулирования в управлении инвестиционной сферой, какова лучшая практика управления в инвестиционной сфере.

Исследование охватило 12 городов-миллионников (в их число включены близкие по масштабам Пермь и Красноярск), являющихся административными, экономическими и культурными центрами регионов. В анализ по понятным причинам не вошли Москва и Санкт-Петербург: их положение в системе городов России специфично. Заметим, что небольшие города представляют не меньший интерес, а инвестиции для их развития еще более значимы. Но, во-первых, информации о них в открытом доступе не достаточно для проведения такого анализа, во-вторых, их самостоятельность в части управления инвестиционной сферой меньше, чем у региональных центров.

Исследование базируется на анализе индекса управляющего воздействия на инвестиционную сферу. Основу его составляет оценка городов по двум аспектам управленческой деятельности: созданию благоприятных условий и прямому участию в инвестиционном процессе.

Методически исследование основано на изучении открытых источников: проанализированы нормативно-правовые акты муниципальных органов власти, материалы муниципальной базы Росстата за 2009 — 2011 годы (объем инвестиций — с 2006 года), публикации в СМИ, информационные интернет-ресурсы.

При оценке деятельности по созданию благоприятных условий рассматривались следующие показатели: определение долгосрочных приоритетов инвестиционного развития; система организационной и методической поддержки участников инвестиционного процесса; уровень административных барьеров; уровень информационного обеспечения и состояние муниципальной нормативно-правовой базы; система финансовой поддержки.

Участие в инвестиционном процессе оценивалось по таким показателям, как объем и динамика инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета и организаций муниципальной формы собственности, типы реализуемых муниципальных инвестиционных проектов и их стратегическая значимость и другие.

В 8 из 12 городов используют полномочия по развитию инвестиционной сферы в объеме, превышающем базовый уровень.
Результаты представлены в виде матрицы. Границы управленческого воздействия на инвестиционную сферу со стороны городских властей определяются их полномочиями. В зависимости от степени и качества реализации муниципалитетом набора полномочий в инвестиционной сфере город располагается в определенном квадрате этой матрицы. На ней обозначены три ключевые точки: полное игнорирование инструментов управления инвестиционной сферой, предоставленных органам местного самоуправления (левый нижний угол, индекс — 0); реализация всего набора полномочий (правый верхний угол, индекс — 1) и реализация базовых функций по развитию инвестиционной сферы (среднее значение, точка А в матрице).

Матрица городов по индексу управляющего воздействия городских властей на инвестиционную сферу